КРЕСТЬЯНСТВО

Крестьянство в России.

Крестьянство (от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр. значении — с кон. 14 в.), самый древний и многочисленный из общественно-экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара.

На Руси К. появилось к 9 в. в процессе разложения первобытнообщинного строя, когда патриархальная кровнородственная община начала сменяться территориальной, соседской или сельской («мир», «вервь»). К. было ещё юридически свободным, но уже в то время формировался феодальный способ производства и шёл процесс закабаления крестьян, складывались класс феодалов — собственников земли и класс феодально-зависимого К. С образованием Древнерусского государства (см. Киевская Русь) К. было обложено данью. В 9—11 вв. развивалось княжеское, боярское и монастырское землевладение, закабалялось лично свободное К. Один из способов закрепощения состоял в насильственном захвате общинных крестьянских земель феодалами. В процессе феодализации свободные крестьяне — общинники («люди», «сябры») теряли свои земли, становились изгоями, превращались затем в крестьян, зависимых от государства и частных землевладельцев. Совокупным наименованием крестьян стал термин смерды. Основными формами эксплуатации К. в Киевской Руси были взимание дани (продуктовая рента) и барщина. В наиболее тяжёлом положении находились закупы. Неполноправность К. отражена в законодательных памятниках того времени — Русской правде и др. Закрепощаемое К. сопротивлялось процессу феодализации. Это выражалось в антифеодальных восстаниях (1024, 1068, 1071, 1113), побегах, захватах земельных владений, поджогах и т. д.

С наступлением феодальной раздробленности в 11—12 вв. преобладающее значение получила привилегированная вотчина, пользовавшаяся широкими правами иммунитета. Однако ещё существовало тяглое «чёрное» К. (см. Черносошные крестьяне). Монголо-татарское нашествие на Русь в 13 в. нанесло К. тяжёлый урон. Часть крестьян погибла, попала в плен, многие бежали в северные районы. В 14—15 вв. громадная часть «чёрных» земель в центре Северо-Восточной Руси была захвачена крупными феодалами, и «чёрное» К. сохранялось преимущественно на севере. К. эксплуатировалось главным образом путём взимания натурального оброка, но имела место и барщина. Несколько возросла экономическая самостоятельность К. и в связи с ней имущественная дифференциация в его среде. Наиболее часто в актах 15 в. упоминаются крестьяне старожильцы и новопришлые. Задолжавшие крестьяне получали наименование серебреников.

В середине 15 в. ограничивается переход крестьян от одного помещика к другому. Был введён единый срок для крестьянских «отказов» (см. Юрьев день) и установлен принцип обязательности уплаты пожилого при уходе от землевладельца. Ограничение крестьянских переходов, закрепленное в Судебнике 1497 и подтвержденное в Судебнике 1550, было рубежом в закрепощении К. С конца 15 в. растет эксплуатация К.: взимается не только рента продуктами, но и денежная. В 16 в. утверждается новая форма феодально-земельной собственности — поместная система, и получает развитие барщина, причём земля для барской запашки отбирается у крестьян. Барщинные повинности произвольно увеличиваются феодалами. С развитием товарно-денежных отношений усиливается имущественная дифференциация К. Источники различают «лучших» («добрых»), «середних» и «худых» крестьян, а также «пашенных» и «непашенных». В 15 в. появляется новая категория К. — бобыли. Обедневшие крестьяне, работавшие в монастырских хозяйствах, назывались детёнышами Применявшийся ранее к крестьянам термин «старожильцы» сменяется термином «старинные», записанным в писцовые книги и др. правительственные документы; термин «новопришлые» модифицируется в «новоприходцев». Крестьянская задолженность феодалам приобретает широкие размеры. В 16 в. полное холопство (см. Холопы)вытесняется кабальным, посредством которого в сферу феодальной эксплуатации втягивались новые слои населения, взявшие деньги в долг и обязанные «за рост» (за проценты) «служити».

В обстановке тяжёлого хозяйского разорения, вызванного резким усилением феодального гнёта во время Ливонской войны 1558—83и опричнины (1565—72), когда обозначился отлив крестьянского населения из центральных районов страны в южные, были введены заповедные лета. В конце 16 — начале 17 вв. получило в основных чертах государственное оформление крепостное право. Обострение классовых противоречий вылилось в Крестьянскую войну начала 17 в., кульминационным пунктом которой было Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова 1606—07. Соборное уложение 1649 оформило в законодательном порядке принадлежность всех разрядов К. своим владельцам по писцовым книгам «без урочных лет». Усиление феодально-крепостнического гнёта в центре России и распространение крепостничества на южные и юго-восточные районы вызвало Крестьянскую войну под предводительством С. Т. Разина 1670—71.

Положение К. в период позднего феодализма характеризуется, с одной стороны, усилением феодального гнёта и слиянием различных категорий К. и холопов в единую крепостную массу, с другой — возникновением в крестьянской среде новых явлений: социального расслоения К., роста крестьянской аренды и отходничества. В 17 в. по своей принадлежности землевладельцам различалось К.: частновладельческое, монастырское (см. Монастырские крестьяне),дворцовое, черносошное. Введением подворного обложения были уравнены в отношении тягла крестьяне и бобыли. Юридические различия между К. и холопами были окончательно устранены при Петре I введением единой подушной подати.

При Петре I был сформирован особый разряд К. — государственные крестьяне. Указом 1721 было разрешено покупать крестьян к фабрикам и заводам (см. Посессионное право). Законы Петра I о подушной подати и рекрутском наборе резко усилили власть помещиков над К. В последующие десятилетия крепостное К. окончательно лишается каких-либо юридических прав, устраняется от принесения присяги на подданство правительству. Указом 1760 помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь. Ответом на ухудшение положения К. была Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1773—75.

В течение 18 и 1-й половины 19 вв. шло некоторое уменьшение доли крестьян во всём населении Российской империи, но абсолютная численность К. росла (см. табл. 2).

Табл. 2.—Численность крестьян в Российской империи в 1719-1857

Годы ревизий Число крестьян мужского пола Крестьянек общему числу населения, % Численность различных групп крестьян, %
дворцовые (удельные) государст-
венные
церковные помещи-
чьи
I 1719 6552377 90,0 7,7 25,9 12,4 54,0
II 1744 7793776 90,6 5,5 27,1 11,5 55,9
III 1762 9978113 94,2 5,3 27,9 10,6 56,2
IV 1782 12592478 92,0 5,0 31,2 10,4 53,4
V 1795 16321984 89,8 3,2 27,8 9,0 60,0
VI 1811 18217744 90,0 3,3 30,7 8,5 57,5
VII 1815 17849543 85,4 5,2 38,7 56,1
VIII 1833 21591881 84,7 4,3 42,6 53,1
IX 1850 23350494 83,4 3,7 47,5 48,8
X 1857 24015651 83,0 3,9 48,8 47,3

К. помещичье было наиболее угнетённой частью К. Земельные наделы у него

были меньше, чем у удельного и государственного, а повинности больше. Помещичье К. отбывало барщину, оброк и смешанную повинность. По указу 1797 крестьяне обязаны были помещику 3-дневной барщиной, но фактически работали на помещика больше, особенно в страдную пору. Некоторые помещики в конце 18 в. переводили своих крестьян на месячину. К середине 19 в. месячина в Великорусском центре исчезает. Размер оброка, как и смешанной повинности, законодательно не регулировался и постоянно возрастал. Если в нечернозёмных губерниях Великорусского центра к концу 18 в. подушный оброк в среднем достиг 3 руб., а в чернозёмных — 4,4 руб., то к середине 19 в. он в первом случае вырос в 3,5 раза, а во втором — на 50—60%. В конце 18 в. оброк составлял 1/5, а в середине 19 в. уже более 1/3 крестьянского дохода. Смешанная повинность, получившая широкое распространение в 1-й половине 19 в., являлась переходной формой от барщины к оброку. Чаще всего встречались следующие её разновидности: каждое тягло платит оброк и отбывает барщину; оброчное тягло привлекается к работам в страдную пору; барщинное тягло выплачивает небольшой оброк или обеспечивает продуктами помещичий двор и т. п. Смешанная повинность была самой тяжёлой формой эксплуатации, т. к. лишала крестьян сравнительной свободы оброчных и заставляла добывать деньги, чего не требовалось от барщинного тягла. Были помещичьи имения, в которых часть крестьян платила оброк, а остальные работали на барщине.

К середине 18 в. четко определяются границы преимущественного распространения оброка — Нечернозёмный центр (от 79,7% оброчных в Нижегородской губернии до 45,2% в Тверской) и барщины — Чернозёмный центр (от 88,2% барщинных в Орловской губернии до 44,1% в Воронежской). К середине 19 в. районы распространения того или иного вида повинностей сохраняются, но соотношение губерний внутри районов меняется: в Костромской и Ярославской губерниях процент оброчных доходит до 88, в Нижегородской снижается до 68, из 75 уездов Чернозёмного центра 7 стали почти полностью барщинными, а в 49 барщина преобладала. Район преобладания оброчной повинности являлся и районом распространения промыслово-торговой деятельности К. Здесь быстрее развивалось и товарное земледелие, и скотоводство, что вызвало более заметное стремление богатого К. к приобретению земельной собственности. К. только Ярославской губернии к середине 19 в. имело 15,3 тыс. десятин собственной земли, в то время как у К. всего Чернозёмного центра было около 14 тыс. десятин. «Капиталистые» крестьяне — основатели буржуазных династий (Морозовы, Коноваловы и др.) — вышли из Нечернозёмного центра, где товарно-денежные отношения к середине 19 в. достигли большей зрелости.

К. национальных окраин, его экономическое и правовое положение имело свои особенности. Так, если К. Левобережной и Слободской Украины не отличалось в социально-экономическом отношении от великорусского, то К. Правобережья в 18 в. находилось под гнётом польской шляхты. В 1-й половине 19 в., особенно на Правобережье, сокращается крестьянская запашка и усиливается барщина. Молдавское К. в 1-й половине 19 в. делилось на группы: резеши — свободные владельцы мелких участков общинной земли, и царане — свободные хлебопашцы, не имевшие собственной земли и попадавшие в зависимость от светских и духовных феодалов. К. Белоруссии и Литвы в 50-х гг. 19 в. состояло из крестьян государственных (свыше 34%), помещичьих (свыше 61%), принадлежавших духовенству и различным ведомствам (0,4%) и вольных людей (около 4%). Помещичьи крестьяне в зависимости от земельного надела и отбываемых повинностей делились на тяглых, наделённых полным участком земли и отбывавших барщину; полутяглых, наделённых половиной от размера полного участка земли и отбывавших «пешую» барщину; огородников, имевших, как правило, усадебную землю и плативших по преимуществу оброк; бобылей, не имевших не только земли, но и жилища. В Прибалтике К. отбывало т. н. ординарную и экстраординарную барщину. Последняя применялась при жатве, сенокосе, вывозке навоза и не ограничивалась определённым числом дней, поэтому была особенно тяжёлой для К. К концу 18 в. она фактически стала постоянной. Актами 1816—19 прибалтийские крестьяне были лично освобождены, но потеряли свою землю и попали в арендную кабалу к помещикам. Крестьяне Грузии — глехи в большинстве были крепостными, среди последних были и дворовые, отдельную группу составляли хизаны — безземельные, селившиеся на землях феодала. К. Грузии несло свыше 100 видов повинностей. К. Азербайджана состояло из земледельцев, которые платили оброк продуктами владельцу земли или казне, и кочевников, которые платили скотом и несли воинскую повинность хану. В 1847 крестьяне, жившие на землях «высшего мусульманского сословия», были причислены к разряду государственных. После присоединения к России Восточной Армении натуральные и денежные подати крестьян были уменьшены в 2 раза по сравнению с платежами иранскому шаху и эриванскому сардару. За церковью, однако, были закреплены её земли и населявшие их крестьяне.

Средняя Азия вошла в состав России уже в пореформенное время. В Киргизии земли кочевий были признаны государственной собственностью, они распределялись на специальных сходах, что давало возможность баям притеснять бедняков. Дехкане Таджикистана были или издольщиками (чорьяккоры), или батраками-мискинами (неимущий человек). В Туркмении крестьяне-скотоводы («чарва») разводили рогатый скот; колодцы и водоёмы были в руках родовой верхушки. Аналогичным было положение казахов-кочевников.

Несмотря на крайнее разнообразие социально-экономического положения К. в различных частях Российской империи, лицо страны определяло развитие Европейской России. В первую очередь здесь шёл объективный процесс втягивания России на путь капиталистического развития, определявший неизбежность отмены крепостного права. Поражение в Крымской войне 1853—56 и нараставшее с каждым десятилетием крестьянского движение заставили царизм провести Крестьянскую реформу 1861.

Отмена крепостного права в 1861 явилась началом коренных изменений в положении К. В процессе развития капитализма К. из класса-сословия феодального общества превращалось в класс капиталистического общества. Менялась его экономическая природа: втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным, всё ярче проступали его мелкобуржуазные черты. По данным Всероссийской переписи населения 1897, на доходы от земледелия, как главного занятия в Российской империи, жили 88294 тыс. человек, или 70,25% всего населения; от животноводства — 4516,6 тыс. человек, или 3,59%. Т. о., сельское хозяйство было главным занятием для 3/4 населения империи. Большое место занимало крестьянское хозяйство в общественном производстве страны. В 1913 из всего национального дохода страны (в границах СССР до 1939), составившего 14 538 млн. руб., на долю сельского хозяйства приходилось 7625 млн. руб. При этом доля крестьянского хозяйства была преобладающей. У крестьян и помещиков было посевных площадей соответственно 88% (включая арендуемую землю) и 12%, а продуктивных животных 94% и 6%. Накануне 1-й мировой войны 1914—18 из 5 млрд. пудов валового сбора хлебов помещики давали 0,6 млрд., а крестьяне — 4,4 млрд. пудов. Реформа 1861 ликвидировала личную зависимость крестьян. Но освобождение К. от крепостничества и его пережитков в правовом и особенно в экономических отношениях заняло всю пореформенную эпоху и было завершено лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции.

Созданные крестьянской реформой экономические и правовые условия продолжали обеспечивать господство помещиков над крестьянами. Возникла отработочная система (см. Отработки), сущность которой состояла в обработке помещичьей земли крестьянами своим скотом и инвентарём за взятую в аренду землю, за пастбище для скота, за полученные в долг хлеб и деньги. Основой сохранения полукрепостнической эксплуатации крестьян были крупные помещичьи латифундии. Остатки старых, крепостных порядков сильно тормозили развитие крестьянских хозяйства. Сельское население Европейской России с 1863 по 1913 возросло почти в 2 раза, тогда как посевные площади хлебов и картофеля увеличились с 57,1 млн. десятин в 1861—70 до 71,4 млн. десятин в 1913, т. е. всего лишь на 12,5%. Несколько возросла урожайность хлебов (с 29 пудов с десятины в 1861—70 до 39 пудов в 1891—1900). Общее количество скота возросло, но в расчёте на душу населения уменьшилось. Однако крепостнические пережитки не могли остановить процесс капиталистического развития в деревне после реформы 1861. Его результатом было разложение К.: образование небольшой кулацко-буржуазной верхушки (см. Кулачество) и больших масс разорённой бедноты и с.-х. пролетариата. К 1917 было примерно 2 млн. кулацких, 3 млн. середняцких и около 10 млн. бедняцких хозяйств. Число с.-х. рабочих возросло с 1860 по 1913 с 700 тыс. до 4,5 млн. человек. Кулаки увеличивали свои вложения в земледелие, широко практиковали эксплуатацию бедноты путём кабалы и ростовщичества, вели торговлю. По военно-конским переписям 1896—1900 в Европейской России насчитывалось 6,6 млн. безлошадных и однолошадных крестьянских хозяйств. К. искало выход в отходе на заработки в города, а также на с.-х., лесные и т. п. работы, в переселениях (см. Переселенчество) на окраины (Сибирь, юг Украины и Сев. Кавказ). С 1860 по 1915 из Европейской России переселилось 5615,8 тыс. человек. Ни отходничество, ни переселения не уменьшали огромного аграрного перенаселения во внутренних губерниях и не снимали остроты аграрного вопроса.

К. было наиболее бесправным сословием в России. По реформе 1861 крестьяне получали «права состояния свободных сельских обывателей как личные, так и по имуществу», а зачислялись в разряд т. н. «податных сословий»; должны были, в отличие от «привилегированных», уплачивать подушную подать, нести рекрутскую и многочисленные др. повинности. Правительство и после 1861 проводило по отношению к К. политику полицейского преследования и самой мелочной регламентации крестьянской жизни. В охранительных и фискальных целях сохранялась и поддерживалась община, круговая порука за выполнение повинностей, был образован специальный волостной суд, до 1903 (а фактически и позднее) широко применялись телесные наказания. Тяжёлые экономические условия жизни К. делали подавляющую массу его совершенно беззащитной перед лицом стихийных бедствий (эпидемий, засух, пожаров и т. п.). Неурожаи и голод повторялись через каждые 3—4 года и захватывали всё большие районы. Особенно сильным был голод в 1891 и 1911.

Главным для К. на протяжении всей капиталистической эпохи было стремление сбросить помещичий гнёт, поэтому его идеология была революционно-демократической (см. Народничество). Поскольку же в самом К. интенсивно протекал процесс классового расслоения, то с образованием деревенской буржуазии создавалась почва и для др. направления в идеологии — либерального. Несбыточные мечты об установлении социального равенства и справедливости в условиях мелкого товарного производства, ненависть к угнетателям-помещикам сочетались у крестьян с наивной верой в царя. К начала 20 в. В. И. Ленин характеризовал общественное состояние К. как «глубокий сон» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 333). Но сама жизнь толкала К. к более активной борьбе (см. Крестьянское восстание 1902). Решающую роль в его пробуждении и политическом просвещении сыграло появление на арене политической борьбы революционного рабочего класса, возникновение пролетарской партии и распространение идей марксизма-ленинизма. Рабочий класс в 1905 «… повел миллионы крестьянства на революцию» (там же, т. 20, с. 141). К. «… сумело сразу положить начало образованию политических партий…» (там же, т. 15, с. 195), более или менее близко выражавших его интересы (народные социалисты, трудовики, социалисты-революционеры). Возникли Крестьянские комитеты. Была создана революционно-демократическая организация Крестьянский союз Всероссийский. Большевики поддержали главное требование К. — конфискацию помещичьих земель, идею общенародной собственности на всю землю, т. е. национализацию земли. Революция 1905—07 положила начало союзу рабочего класса и К. в России.

*  *  *

А верно ли, что фамилии крестьянам давались по их владельцам?
– Вовсе нет. Это один из мифов. В архивных документах не встречается ни одного случая массового «офамиливания» крестьян. Часть крестьян и после отмены крепостного права не имела официальных фамилий. У многих крестьян надобность в фамилии появлялась, например, только в процессе переселения. Иногда фамилия давалась по названию населённого пункта – так уроженцы Покровки становились Покровскими, а их кровные родственники из другого села Козловки могли стать Козловскими. Бытует такое мнение, что все крестьяне в России были крепостными. Между тем крестьян было в России порядка 10 категорий. И довольно большая часть крестьян были лично свободными. Например, особый слой – государственные крестьяне. Это потомки служилых людей, зачастую потомки детей боярских, которые при постоянном делении вотчины и своих крепостных крестьян между детьми в каждом следующем поколении беднели и, в конце концов, были переведены сначала в категорию однодворцев, а затем государственных крестьян. Так вот они имели фамилии с XIV века, и были среди них и Юрасовы; часть из них, безусловно, – родственники известных дворянских родов.

2 Responses to КРЕСТЬЯНСТВО

  1. Мариэтта Юрасова says:

    Я хочу понять от куда появилась наша фамилия?

  2. Юрасова Мариэтта Петровна says:

    Мои предки примерно с 1760 были государственными крестьянами и имели фамилию Юрасовых.

Добавить комментарий